Сдаем и не сдаемся

ФОТО: pexels.com/Julia M Cameron
ФОТО: pexels.com/Julia M Cameron

Со второй половины мая в российских школах традиционно стартует пора экзаменов. Учителя вместе со школьниками активно готовятся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Для ребенка и в целом для семьи этот период всегда особенно тревожный – около 40 процентов родителей, по данным исследований, сильно переживают во время подготовки и сдачи экзаменов. В качестве главной причины стресса близкие называют моральное состояние детей во время выпускных и вступительных испытаний. 

При этом уровень стресса у самих подростков в этот период сопоставим с нагрузкой пилотов реактивных самолётов, отмечает школьный психолог Марина Кравцева. Родители могут стать «авиадиспетчерами», которые помогают безопасно посадить «борт», а не добавлять турбулентности. Экзамены закончатся, а доверие и навык преодоления сложных ситуаций останутся. 

Марина Кравцева, школьный психолог
Марина Кравцева, школьный психолог

Какой модели поведения лучше придерживаться, чтобы не давить, не создавать дополнительный стресс для ребенка и быть надежной опорой? Психолог поделилась с офарме.рф полезными и эффективными методиками, которые помогают настроить школьника на учебу, придать уверенности в своих силах и сконцентрироваться на успешной сдаче экзамена.

Как мотивировать ребенка, если он не хочет готовиться к экзаменам?  

• Замените фразу«Ты опять не учишься!» на «Я вижу, тебе сложно начать, давай вместе разберём, как сделать это менее болезненным»

• Скажите честно: «Я тоже волнуюсь, но верю, что даже за оставшееся время можно успеть главное»

• Выделите 3-4 самые важные темы по каждому предмету (спросите учителя/репетитора, что особенно важно/нужно успеть)

• Используйте «правило 5 минут». Скажите: «Просто начни решать 1 задание — если не пойдёт, остановимся». (Часто начав, подросток втягивается) Или скажите: «Давай не думать о всём ЕГЭ. Сегодня только эти 2 темы – и ты свободен(а)»

• Подключите «внешнюю» мотивацию и договоритесь о мини-бонусах после занятий и награде после сдачи экзамена (но не взятке!) Важно: не обещайте деньги за оценки– это создаст нездоровую связь «учёба = оплата»

• Предложите «крайний» вариант: «Если не хочешь готовиться – давай подумаем о пересдаче/поступлении в колледж. Но попробуй сейчас – вдруг получится?»

• Подключите «авторитетного взрослого»: репетитора, старшего брата/ сестру или друга, который уже сдал ЕГЭ. Иногда их слова работают лучше родительских

НЕЛЬЗЯ:

• Кричать «Ты провалишься!». Это пугает и парализует ребенка

• Сравнивать с другими учениками – это вызовет только агрессию в ответ

• Заставлять заниматься 24/7 – мозг перегрузится и не будет воспринимать информацию

Важно! Даже за месяц можно успеть многое, если снизить панику и действовать системно. Ваша задача – не заставить, а помочь организовать процесс.  

Какие слова могут придать ребенку уверенности в себе?

• «Ты уже справлялся(лась) с контрольными, помнишь, как хорошо написал(а) ту работу в прошлом месяце? Значит, и сейчас сможешь!»

• «Ошибки — это часть учебы. Даже если что-то пойдет не так, это не катастрофа, а опыт. Главное – попробовать»

• «Ты готовился(лась), и у тебя в голове есть все нужные знания. Они появятся в нужный момент»

• Вместо «Не переживай!» говорите: «Я вижу, ты волнуешься. Давай разберем, что именно пугает?». Затем разделите страх на части. Например: «Боишься не успеть? Давай потренируемся с таймером»

• «Это просто один из многих тестов. Твоя ценность не зависит от оценки»

• «Если бы экзамены были так страшны, никто бы их не пережил!»

Важно! Уверенность строится не на отсутствии страха, а на привычке действовать, несмотря на него. Ваша задача – показать, что ребенок уже имеет все необходимое.

Как организовать подготовку к экзаменам в течение дня? 

• Занятия лучше разбивать на циклы по 45–90 минут (в зависимости от типа темперамента):  

- Сангвиникам/холерикам – короткие сессии по 45–50 мин + перерыв 10 мин

- Флегматикам/меланхоликам – более длинные блоки (60–90 мин), но с плавным стартом

• В течение каждого часаделать перерывы на 5–10 мин: 

- Пройтись, размяться

- Отдых глазам, смотреть вдаль (правило «20-20-20»: каждые 20 минут в течение 20 секунд смотреть на объект в 20 метрах)

Важно: соблюдать сбалансированный режим дня, чтобы избежать переутомления, сохранить концентрацию и эмоциональную устойчивость.

Как поступать родителям, если ребенок замыкается в себе?

• Важно не заставить говорить, а создать ощущение безопасности.  

Пример диалога

Родитель: «Я заметил(а), что в последнее время ты стал(а)более молчаливым(ой). Мне важно, чтобы ты знал(а) – я рядом, даже если сейчас не хочешь об этом говорить. Может, просто посидим вместе?» Пауза. Если ребенок не отвечает – продолжить без давления: «Иногда перед экзаменами кажется, что все слишком сложно, и ты остаешься один на один с этим. Но ты не один(а). Давай подумаем, как сделать нагрузку меньше?»

Если ребенок реагирует негативно («Отстань!»), сказать: «Хорошо, я не буду настаивать. Но если передумаешь – я здесь. Может, просто сделать тебе чай/включить музыку?»

Если соглашается говорить: активно слушайте, кивайте, повторяйте его фразы без оценок:  

«Ты говоришь, что боишься не успеть все выучить… Это правда пугает. Давай разберем, какой предмет вызывает самый большой стресс?»  

• Замкнутость часто связана с выученной беспомощностью: «Я всё равно не успею, зачем пытаться?»

Что ответить родителю? «Ты не обязан(а) учиться 24/7. Давай выделим 2 часа в день на полное «отключение» (игры, сериалы) – без чувства вины».  

Важно! Если подросток впал в полную апатию (не ест, не спит, говорит «мне всё равно») – это может быть признаком депрессии. Тогда нужна срочная консультация психолога.